Концепция системы воспитания и социализации: миссия, цель, задачи
Современное профессиональное образование невозможно без целенаправленного без целенаправленного формирования социального, гражданского облика будущего специалиста. Его задачей является воспитание у них чувств патриотизма, социально активного гражданина, обладающего гибким мышлением, нравственной культурой, способностью установления сотрудничества и диалога с другими людьми.
В законе об образовании понятие "воспитание" трактуется как деятельность, которая направлена "на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма и гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, к природе и окружающей среде".
Исходя из высказанного, миссией образовательного учреждения является качественная подготовка социально-активных специалистов среднего звена для предприятий малого и среднего бизнеса региона, готовых к самостоятельному выполнению основных видов профессиональной деятельности, востребованного на региональном рынке труда, обладающего устойчивой мотивацией к непрерывному личностному и профессиональному росту, имеющего активную гражданскую позицию, обладающего функциональной грамотностью, в соответствии с запросами и потребностями социально-экономического развития города Ирбита и Свердловской области.
Воспитание и социализация студента в системе среднего профессионального образования является неотъемлемой частью целостного образовательного процесса. В настоящее время одним из ведущих направлений развития системы профессионального образования признается совершенствование воспитания на основе следующих принципов: гуманистической направленности воспитания, эффективности социального взаимодействия, концентрации воспитания на развитие социальной и культурной компетентности.
В соответствии с Законом об образовании воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на развитие духовности обучающихся на основе общечеловеческих ценностей; оказанием им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении; создание условий для самореализации личности.
Целью программы воспитания и социализации является создание воспитательного пространства техникума, обеспечивающего развитие обучающегося как гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций, способного обеспечивать устойчивое повышение качества собственной жизни и общества в целом, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями, путем формирования общих и профессиональных компетенций.
Задачи:
1.Анализ текущего состояния воспитательной работы в ГАПОУ СО «ИМТ»;
2.Создание эффективной системы профессионального воспитания, основанной на сотрудничестве всех субъектов воспитательного процесса;
3.Обеспечение условий для повышения социальной, коммуникативной и педагогической компетентности родителей;
4.Разработка системы менеджмента качества воспитательной работы;
5.Создание эффективной системы стимулирования преподавательского состава, выполняющих обязанности куратора учебной группы;
6.Совершенствование системы повышения квалификации педагогических работников в направлении воспитательной работы;
7.Создание условий обеспечивающих формирование личности обучающегося, способной к принятию ответственных решений, нравственному, гражданскому, профессиональному становлению, жизненному самоопределению, а также проявлению нравственного поведения и духовности на основе общечеловеческих ценностей, путем внедрения новых технологий в воспитательном процессе на основе проектного подхода;
8.Формирование общих компетенций у выпускников техникума, способных реализовать свой потенциал в условиях современного общества;
9.Формирование здорового образа жизни и культуры здоровья обучающихся посредством реализации проектов по спортивному и здоровьесберегающему направлению профессионального воспитания;
10.Воспитание гармонично-развитой личности на основе исторических и национальнокультурных традиций народов Российской Федерации посредством реализации мероприятий и проектов по культурно-творческому направлению;
11.Формирование активной жизненной позиции и самоподготовки обучающихся к будущей профессиональной деятельности через реализацию проектов по направлению студенческое самоуправление;
12.Воспитание гармонично-развитой личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации посредством реализация проектов по гражданско - патриотическому направлению;
13.Формирование у обучающихся экологической культуры и экологически целесообразного поведения посредством реализация мероприятий и проектов по экологическому направлению профессионального воспитания;
14.Формирование профессиональной мобильности обучающихся и планирования личностно - профессионального роста посредством реализации проектов по профессионально - ориентирующему (развитие карьеры) направлению;
15.Включение обучающихся в общественные инициативы и проекты, имеющие коммерческий результат через реализацию мероприятий по бизнес-ориентирующему (молодежное предпринимательство) направлению;
16.Профилактика асоциального поведения обучающихся ГАПОУ СО «ИМТ».
В современной ситуации развития образования концептуальными являются следующие направления воспитательной работы:
− Профессионально-ориентирующее (развитие карьеры)
− Бизнес-ориентирующее (молодежное предпринимательство)
− Студенческое самоуправление
− Гражданско-патриотическое воспитание
− Культурно-творческое воспитание
− Спортивное и здоровьесберегающее воспитание
− Экологическое воспитание
− Социально-психологическая поддержка, в том числе профилактика асоциального поведения
Основные направления воспитательной деятельности по профессиональному воспитанию обучающихся прописаны с учётом требований ФГОС СПО по ТОП 50 по формированию общих компетенций обучающихся в учреждении СПО, каждое направление имеет перечень развиваемых ОК. Это позволяет систематизировать и дифференцировать общие компетенции.
Модель выпускника является ориентиром организации учебного процесса в Автономном учреждении и его содержательного наполнения. Поскольку современная жизнь требует от выпускника не только профессиональных знаний и умений, но и возможности эффективно взаимодействовать с окружающими, гибко реагировать на изменения профессиональной и социальной среды, непрерывно развивать себя как личность и профессионал, то модель выпускника должна строиться на комплексном, междисциплинарном подходе, что обеспечивает целостность и системность подготовки молодого специалиста.
Под моделью выпускника понимается научно обоснованный, детально описанный эталон личности будущего специалиста, полученный в результате подготовки в профессиональной организации и объединяющий в себе его личностные и профессиональные качества. Поэтому цель профессионального образования сегодня состоит в необходимости научить молодежь успешно решать разнообразные профессиональные и жизненные ситуации, инициативно работать в коллективе, брать на себя ответственность.
В основе компетентностной модели выпускника лежат две составляющие – общие и профессиональные компетентности.
Общие компетентности являются основой компетентности выпускника любой профессиональной организации по любому из направлений подготовки, поскольку позволяют будущему специалисту действовать в социуме, быту, воспринимать мир, оценивать происходящие в нем события, определять и реализовывать собственную позицию. Общие компетентности, с одной стороны, не являются профессионально обусловленными, потому что дают возможность личности успешно реализовать себя в разных сферах деятельности. Но, с другой стороны, они являются профессионально значимыми, поскольку становятся основой формирования самой профессиональной компетентности и ее полноценному проявлению при реализации специалиста в профессиональной сфере.
Профессиональные компетентности опираются на специфические атрибуты в отрасли и свидетельствуют о готовности и способности к целесообразной деятельности специалиста в конкретной профессиональной ситуации, находить методы, формы и способы решения разнообразных профессиональных проблем, а также оценивать результаты своей деятельности. Профессиональная компетентность содержит знания, умения и навыки, а также способности к гибкому решению профессиональных задач самостоятельно или во взаимодействии с коллегами в соответствии с имеющимися или потенциальными производственными возможностями и ресурсами. При этом, профессиональная компетентность специалиста определяется также и его ценностными ориентациями, мотивами деятельности, его общей культурой, пониманием мира вокруг себя и своего места в нем, стилем взаимоотношений с окружающими, способностью к развитию собственного творческого потенциала. Последнее указывает на двойственный характер профессиональной компетентности, ее взаимосвязь и взаимообусловленность с общей компетентностью.
Перечень развиваемых ОК по направления профессионального воспитания
Направление системы воспитания |
Перечень развиваемых ОК |
Гражданско-патриотическое |
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей. |
Профессионально- ориентирующее (развитие карьеры) |
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам. ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие. ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языке. |
Спортивное и здоровьесберегающее |
ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержание необходимого уровня физической подготовленности |
Экологическое |
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях |
Студенческое самоуправление |
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами. |
Культурно-творческое |
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учётом особенностей социального и культурного контекста |
Бизнес - ориентирующее (молодежное предпринимательство) |
ОК 11. Планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере. |
Виды и формы воспитания:
Виды воспитания |
Формы |
|
Классные часы, устный журнал, круглый стол, диспут, линейка, занятия в форме соревнований и игр; уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала (уроки мудрости, уроки мужества и т.д.); уроки, напоминающие публичные формы общения (диалог, телемост, «живая газета» и др.); уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций (суд, следствие, ученый совет и др.), Лэпбук «Праздники России» |
|
Классные часы, устный журнал, круглый стол, диспут, линейка, конкурсы, праздники, мастер-классы, акции («Письмо ветерану», «Бессмертный полк» , «75 пятерок - это моя Победа», «Помоги ветерану», «Семейные реликвия с войны», «Подарок солдату», «Великие стихи и песни Великой Победы», «Окна Победы», «Фонарики Победы», «Георгиевская лента»); военно-спортивная игры, военизированное многоборье; конкурсы творческих работ |
|
Акции («Сердце ангела»: изготовление подарков и поздравлений пожилым людям, сбор помощи детям, оставшимся без попечения родителей; «Вам любимые»); праздничный концерты («День матери»; вечерний огонек «Новогодний винегрет»; осенний бал «Чердак времён», зимний бал «Карнавал»), организации и проведения группового воспитательного дела (Н.Щуркова);формы коллективного творческого воспитания (И.П. Иванов); кейс метод, РКМЧП (методы как способы развития критического мышления через чтение и письмо), групповая проблемная работа, диалоговые (дилеммные) формы, квесты, форсайт, метод работы с притчами и др. |
|
уроки культуры поведения и этикета, экскурсии, конкурсы, фестивали, посещения музеев, театров, выставок, концертов. Культурно-образовательные проекты |
|
Предметные олимпиады, лектории, недели книг, недели учёных, занятия в кванториумах , брей-ринги, пресс-конференции, сократовская беседы, конференции, пресс- конференции, исследовательские проекты, соревнования, деловые игры, КВН, викторины и др. |
|
Спортивные игры, олимпиады, состязания, спортивные праздники; динамические паузы во время проведения занятий, включающие не только физические упражнения, но и музыкальные этюды, создающие спортивный образ (спортивный стиль) жизни; спортивно-массовые проекты («Чемпионат Ассоциации студенческих спортивных клубов России»). |
|
Проектная деятельность («Молодые профессионалы»; чемпионаты WorldSkills Russia по различным техническим компетенции; «Россия – страна возможностей» - чемпионат по профессиональному мастерству среди людей с ОВЗ «Абилимпикс»; Экскурсионный проект «День без турникета»; «Организация трудоустройства»); трудовые десанты, операция «по секрету», рейды добровольцев, конкурсы, праздники. |
|
Экологический десант, агитбригады, экскурсии, викторины, экологический час, праздники, акции, проекты («GreenFox»). |